КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ, ВУЗОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ
1  2  3  4 
А  Б  В  Г  Д  Е  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Я 
  A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z 


МЕРОПРИЯТИЯ ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА ИКТ

ПРОФИ
КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ И ВЫСТАВОЧНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ИКТ
 
ИКС-ЖУРНАЛ | ИКС-ПРОФИ | ИКС-КОНСАЛТИНГ | ИКС-НАВИГАТОР | СВЯЗЬ-ЭКСПОКОММ
Главная Обратная связь Карта сайта
 
 

Главная >  Обзоры >  Дистанционное образование в России: требуется господдержка

Обзоры

Дистанционное образование в России: требуется господдержка

Рубрики: Интернет, Регулирование,
23.01.2009 Рейтинг: Нет голосов     Оценить материал >>>
Комментировать >>>
Новые технологии открывают возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания, а также для расширения доступа к высшему образованию. ИКТ должны играть ведущую роль в создании новых форм обучения, начиная с дистанционного образования и заканчивая созданием полноценных виртуальных высших учебных заведений. Но что же происходит на деле? Об этом размышляет Е. К. Миннибаев, ректор Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии, профессор, доктор исторических наук.

Справка «ИКС»: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия зарегистрирована в январе 1993 г. в Уфе. В 1996 г. открыла первые пункты дистанционного образования. С 1998 г. Академия интенсивно наращивает их количество в различных регионах России. Сегодня созданный при Академии Институт современных технологий разрабатывает и реализует собственную систему дистанционного профессионального образования с использованием информационно-коммуникативных технологий в полном объеме. Особый предмет гордости ректора – электронная библиотека новейшей учебной и учебно-методической литературы на 7000 наименований электронных учебников и учебных пособий, полная база тестовых материалов и корпоративная информационная система управления вузом.

 

На мировом фоне

Е. К. МиннибаевБыстрые темпы роста развития ИКТ в странах, избравших образование своим приоритетом, привели к тому, что в мире еще в 2005 г. численность студентов, получающих открытое дистанционное образование, впервые превысила количество студентов, проходящих традиционное очное обучение (сравните: более 100 млн. против 97 млн. человек). Сетевые вузы западных стран охватывают сотни тысяч учащихся разных континентов и обеспечивают современным кадровым потенциалом высокотехнологичные отрасли экономики.


Ожидается, что объем мирового рынка услуг на основе дистанционных образовательных технологий будет расти очень быстро. Если в
2007 г. в мире на основе этих технологий было оказано услуг на $33,6 млрд., то к 2010 г. эта цифра может возрасти до $52 млрд.


Прогнозы развития рынка дистанционного обучения в России были тоже очень оптимистичными. Его объем должен был увеличиться с $170 млн. в
2007 г. до $1,5 млрд. к 2010 г. Однако сегодня все больше экспертов говорят об отсутствии реальной политики государства по развитию дистанционного образования в стране. Более того, в результате ограничений, вводимых в последнее время, можно наблюдать сворачивание его сети.


Вызывает сомнение и выполнение ФЦП «Развитие образование на 2006-
2010 г.г.» в части, предусматривающей увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования с использованием методов дистанционного обучения с 5% в 2006 г. до 20% к 2010 г. По имеющимся у меня данным, сегодня доля таких выпускников в России составляет 8%.


По мнению экспертов, только ограниченный круг вузов в России приступил к использованию технологий дистанционного образования 3-го поколения – основанного на интерактивном общении через Интернет. А между тем в мире быстрыми темпами растет мобильное обучение. Объем мирового рынка разработки технологий и контента для m-learning, а также оказания мобильных образовательных услуг оценивается в $96 млрд.


Уже сейчас от государства и общества требуется создавать принципиально новую динамичную систему профессионального образования, готовящую специалистов, способных постоянно и кардинально обновлять знания, умения и навыки на протяжении всей их жизни. Необходимость модернизации российского образования признана всеми. Однако идея о том, что использование инфокоммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения являются наиболее адекватным решением этой проблемы, до сих пор имеет много противников.


В результате отечественное образование по-прежнему ориентируется на потребности индустриального общества, а страна находится в арьергарде движения к обществу информационному. Так, например, по показателям готовности стран к сетевому миру Россия находится на 66-м месте, по использованию ИКТ в учебном процессе на 71-м, по уровню развития человеческого капитала на 38-м. (Последний показатель характеризует уровень образования населения, специалистов в области ИКТ, навыки и опыт использования ИКТ и нек. др.).


По данным Всемирного Банка, в России за счет природного фактора обеспечивается около 40% достигнутого уровня национального благосостояния. Получается, что, если не брать в расчет нефть и газ, то своими руками и своей головой мы не сможем обеспечить себе достойную жизнь.


В условиях кризиса становится ясным, что либо мы волевым усилием власти и образовательного сообщества создаем в России инновационную систему непрерывного образования, либо надолго откладываем решение масштабной задачи перехода к экономике, основанной на знаниях, и многих других актуальных и амбициозных задач.

 


Тернии в венке российского образования

Наиболее серьезной проблемой современного российского образования является крайне слабое ресурсное обеспечение. Его низкий уровень не позволяет даже говорить о развитии серьезной интеллектуальной, технической и технологической инфраструктуры высшей школы в целом. Сегодня расход средств на обучение одного студента в России примерно в 6 раз ниже, чем в США.


А ведь не за горами
2010 г., когда с выходом России на рынок общеевропейского образования к материальной базе, к финансовому состоянию вузов и к качеству профессиональной подготовки будут применяться совсем иные критерии.


Крайне мало ресурсов для образования и у населения нашей страны. В частности, 35% сельского населения, 29% населения малых городов, 23% населения больших городов и 17% населения столиц говорят сегодня о недоступности для них высшего образования, тогда как все больше государств вставит перед собой задачу перехода к всеобщему высшему образованию.


Как мы уже говорили, ключом к решению этой проблемы могло бы стать широкое распространение высших учебных заведений, применяющих дистанционные обучающие технологии (ДОТ).


В настоящее время более половины российских вузов заявляют о том, что применяют технологии дистанционного обучения при реализации программ профессионального образования. Тех же, кто полностью реализуют профессиональные образовательные программы на основе ДОТ, по данным Минобрнауки РФ, пока только 8% .


Согласно этим же данным, наиболее активно используются технологии дистанционного образования в 20 вузах, среди которых Дальневосточный государственный университет, МГТУ им. Баумана, Томский государственный университет и Томский университет систем управления и электроники. К списку я бы добавил еще МЭСИ, МИЭМ, РосНОУ, ВЭГУ и еще несколько вузов.


Кроме того, учебный процесс на основе технологий дистанционного обучения по данным Министерства осуществлялся более чем в 100 техникумах и колледжах и 21 заочной школе, расположенных в областных центрах РФ.


Эксперимент по использованию дистанционного образования, который проводился в 1997-
2002 г.г. Министерством образования РФ, показал «необходимость и государственную значимость развития дистанционного обучения в России при непременном обеспечении его высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам».
 

Вместе с тем, серьезным тормозом этого самого развития сегодня является несовершенство действующей нормативно-правовой базы. Более того, в настоящее время принимаются решения, усугубляющие положение инновационных вузов, активно использующих ИКТ. Так в результате исключения из нового «Типового положения о вузе» статьи, которая предусматривала проведение консультаций и промежуточной аттестации студентов заочного и дистанционного обучения преподавателями головного вуза в его представительствах сократилось число представительств, предоставляющих студентам доступ к информационным ресурсам вузов.


К тому же, практически во всех регионах РФ обострилась недобросовестная конкуренция, следствием которой стало «выдавливание» административными методами представительств и филиалов вузов из других регионов страны и даже из столиц. Надо ли говорить о том, что это серьезным образом скажется на доступности и качестве образования?


Несколько конкретных предложений

Мне кажется, сегодня стране необходима специальная программа по развитию инновационного образования с использованием инфокоммуникационных технологий в целях развития информационного общества. Экономический кризис с его социальными и трудовыми проблемами сделал эту программу еще более актуальной и практически неизбежной.

Очень важно как можно скорее осуществить переход к активному применению ИКТ в процессе управления российским образованием. Для этого государству целесообразно простимулировать разработку в вузах новых педагогических технологий и методики использования ИКТ, организовать систему профессиональной подготовки и переподготовки руководителей и сотрудников, занятых в сфере управления образованием.


Кроме того, считаю необходимым внести изменения и дополнения в законодательные акты и нормативные документы, регулирующие типологию, деятельность сетевых инновационных вузов, определяющие условия и порядок их лицензирования и государственной аккредитации. Требуется также разработка и системы новых нормативных документов, регламентирующих принципиально новые процессы, нормативы, организацию труда, отношения с потребителями услуг и другие вопросы деятельности сетевых учебных заведений дистанционного образования.


Благодаря этому мы сможем обеспечить условия для развития равноправной конкуренции вузов в привлечении средств населения и бизнеса, в повышении эффективности и качества работы образовательных учреждений.


Господдержка понадобится и при создании крупных централизованных образовательных электронных ресурсов, цифровых библиотек и организации сети общественных центров доступа к ним.


Все это уже сейчас настоятельно требует многократного увеличения технических и сетевых возможностей как в регионах, так и в целом в Российской Федерации.


Таковы, на мой взгляд, основные проблемы российского дистанционного образования и пути их решения, в самом начале которых мы сейчас находимся и решать которые в сложных кризисных условиях необходимо решительно и быстро.

 

Подготовлено по материалам выступления на конференции MOSCOW Education Online 2008

Компании:
 



Обзоры и фотогалереи
Кадровый вопрос
Новости ИКС-ПРОФИ
12.07.2012 Союз машиностроителей России поддерживает проведение ИнфоБЕРЕГ-2012.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз Машиностроителей России» поддержало инициативу проведения 11-й Всероссийской конференции «Информационная безопасность. Региональные аспекты. ИнфоБЕРЕГ 2012». Соответствующее письмо было направлено руководством ОООР всем руководителям предприятий, являющихся членами данного объединения.
12.07.2012 InfoSecurity Russia 2012: РКСС официальный партнер выставки
“Российская корпорация средств связи" (РКСС) впервые стала официальным партнером выставки " InfoSecurity Russia 2012". Основной целью этого партнерства будет продвижение интегрированных доверенных решений для ИТ-инфраструктуры в России, а также обеспечение адаптации технологий крупнейших зарубежных вендоров с учетом требований российского рынка.
12.07.2012 All-over-IP 2012: Экспоненты демонстрируют ИТ и телекоммуникационные услуги
По данным исследований Marketvisio и Orange Business Services более  50% российских компаний сегмента SME увеличат свои расходы на ИТ и телекоммуникационные услуги.
12.07.2012 Telefónica may restructure to reduce €57 billion in debt
Telefónica is considering restructuring its entire Latin America (LatAm) business to raise cash and reduce its €57 billion in debt.
10.07.2012 С 21 июля по 31 августа открывается Летняя Стартап Школа SumIT
21 Июля венчурный фонд EspritoVentures и Национальный Исследовательский Университет ИТМО запускают проект под названием «Открытая Стартап Школа  SumIT». Проект будет работать на протяжении шести недель с 21 июля по 31 августа.

 
© ЗАО «ИКС-холдинг», 2007—2009
При перепечатке материалов сайта гиперссылка на www.iksmedia.ru обязательна.
Телефоны: (495) 785-14-90, 229-4978, 502-5080. Факс: +7 (495) 229-4976.
Rambler's Top100